Main menu
Ирина Шевнина
Неолит — последний период каменного века. Начало его относится к VII–VI тысячелетиям до нашей эры. Заканчивается он в разных природно-
В неолите сложились две большие зоны хозяйства: область культур производящего хозяйства (Передняя, Средняя Азия) и обширная зона культур присваивающего хозяйства (степные районы Евразии).
Эпоха неолита является малоизученным периодом древнейшей истории Казахстана. Территория Северного Казахстана благодаря планомерным исследованиям В. Н. Логвина, В. Ф. Зайберта и В. К. Мерца голоценовых памятников — исключение. На территории Северо-
Итак, на территории Торгайского прогиба (Костанайская область) в эпоху неолита бытовали племена маханджарской культуры, открытой в конце 70-
В настоящее время на территории Торгайского прогиба известно двадцать памятников, в коллекциях которых содержатся материалы маханджарской культуры: Маханджар, Соленое Озеро-
В эпоху неолита ландшафт Торгайского прогиба представлял собой степь с островными лесами, а климатические условия примерно соответствовали современным, но c гораздо большей увлажненностью.
Для маханджарского населения характерна типично присваивающая экономика древнейших охотников-
Другим крупнейшим достижением неолита было изобретение способов получения тканей. Волокно, пригодное для прядения ниток, вырабатывалось из растений (конопля, крапива) и из шерсти. О развитии ткачества говорят многочисленные неолитические находки пряслиц — небольших каменных или глиняных кружочков с отверстием в центре, которые надевались на нижний конец веретена, чтобы вращение его было равномерным и длительным.
Производственные сферы, обеспечивающие экономическую основу маханджарского общества, представлены охотой, рыбной ловлей и собирательством. Костные остатки были получены на стоянке Екидин-
Информация о рыболовстве была получена с поселения Бестамак, где была раскопана яма № 36, на дне которой лежал толстый слой рыбьей чешуи, жаберных крышек и челюстей щуки. Интересно, что видовой состав рыбы соответствует тому, который фиксируется в реках Торгая и сейчас: щука, карась и рыба типа язя или плотвы. Единичные кости рыбы (карась, окунь) были найдены и на стоянке Екидин-
Информация о собирательстве была получена в результате анализа остатков пригоревшей пищи со стенок сосудов, найденных в Соленом Озере-
К ключевым моментам изучения палеоэкономики относится реконструкция технологии керамического производства. Первобытный человек, заметив удивительные свойства глины (ее пластичность при контакте с водой, способность, высыхая, сохранять заданную ей форму, а также способность под воздействием огня приобретать такое качество, как водонепроницаемость), научился использовать ее в повседневной жизни. Прошли тысячелетия, но человек до сих пор остается верен наиболее безвредной и практичной, экологичной посуде, которую мы с любовью называем «керамика». Керамическая коллекция со стоянок маханджарской культуры позволяет провести реконструкцию изготовления маханджарскими гончарами глиняных сосудов. Целые сосуды эпохи неолита — довольно редкое явление в материалах неолитических культур Казахстана, тем ценнее целые сосуды маханlжарской культуры (фото 6, 7).
В качестве исходного сырья маханджарские гончары использовали запесоченные ожелезненные глины. Для усиления термостойкости сосуда (предотвращение растрескивания при обжиге) добавлялся крупный шамот (керамический бой) в небольшом количестве (до 10%).
Для уменьшения растрескивания сосудов во время сушки и обжига маханlжарцы добавляли в глину шерсть и волос животных, которые были зафиксированы на внешней и внутренней поверхности всех сосудов, а также их изломов в виде извилистых пустот с округлым сечением диаметром около 0,2 мм, длиной до 80 мм (фото 8, 9). Пустоты были образованы в результате выгорания шерсти и волоса, которые соответствуют шерсти, волосам гривы и хвоста лошади Пржевальского и кулана, кости которых присутствуют на маханджарских стоянках.
Таким образом, маханджарские гончары при замесе глиняного теста для изготовления будущих сосудов использовали один рецепт: глина + органика (шерсть) + шамот (керамический бой).
Замесив тесто, гончар приступал к изготовлению непосредственно самого сосуда (рис. 1). Для того чтобы придать форму сосуда, из глиняного теста делались длинные жгуты, которые раскатывались в ленты, и уже присоединяя ленты друг к другу, гончар лепил задуманную форму сосуда. Изготовление маханджарских сосудов выполнялось по одной программе конструирования сосуда — емкостной, то есть сначала гончар путем примазывания лент друг к другу лепил тулово сосуда (середину), затем наращивал лентами до горловины верхнюю часть сосуда — шейку. При формовке среза венчика (самого края горловины) верхний край последней ленты загибался вовнутрь. Затем сосуд переворачивали, ставили на устье и лентами доводили оставшуюся часть тулова и примазывали дно. Дно сосудов представляло собой остродонную чашечку, высота которой составляет около 2–5 см. Выдавливалась чашечка из одного комка глины. Чтобы придать окончательную форму и выровнять стенки сосуда, гончар при помощи колотушки выбивал стенки сосуда.
Маханджарские сосуды имеют довольно оригинальную форму. Сосуды закрытого типа (диаметр по срезу венчика меньше наибольшего диаметра по тулову) имеют удлиненные пропорции. Высокая шейка резко отогнута наружу, но верхняя часть ее слегка загнута внутрь. Дно коническое, иногда завершается шипом.
Затем сосуд подсушивали и при помощи специально сделанных орнаментиров украшали узорами внешнюю поверхность (фото 10). В основном орнамент наносился зубчатым штампом. Использовались различные штампы: короткие и длинные, с зубьями средней величины и очень мелкие, дающие пунктирные оттиски.
Украшались срез венчика, шейка, тулово и дно сосуда. При анализе орнамента было выяснено, что в эпоху неолита господствует архаичный «простой» геометрический орнамент (рис. 2).
После нанесения орнамента гончар обрабатывал поверхности почти готового сосуда. Следует отметить, что маханджарские гончары одинаково хорошо обрабатывали внешнюю и внутреннюю поверхность сосудов. Для придания прочности и плотности стенкам сосуда и для большей водонепроницаемости иногда стенки сосудов покрывались светлым ангобом (тонким слоем глины). Затем для придания сосудам еще большей водонепроницаемости вся внутренняя и внешняя поверхность подвергалась лощению. Нужно отметить тщательность лощения (до блеска). Лощение проводилось, по всей видимости, чем-
После обработки поверхностей сосуд ставили сушить в темное место на несколько дней, чтобы вода постепенно испарилась из пор сосуда. Обжигался сосуд в костре при низких температурах, от 450 до 700 ?С.
В заключение хотелось бы отметить невероятную тщательность изготовления маханджарских сосудов. Такие характеристики маханджарской керамики, как плотность черепка, тонкостенность, пропорциональность и т. д., для сосудов других культур неолита Урало-
Об авторе
Ирина Шевнина — научный сотрудник лаборатории археологических исследований Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. Является соискателем Института археологии им. А. Х. Маргулана, где обучалась в аспирантуре и подготовила кандидатскую диссертацию по теме «Гончарство неолитических племен Торгая». Была стипендиатом премии МОН РК для молодых талантливых ученых Казахстана. В настоящее время преподает на кафедре «Отан тарихы» КГУ им. А. Байтурсынова.
Научно-
http://elementmag.kz/2011/04/04/maxandzharskaya-